Диодный мост для сварочного аппарата: особенности работы, плюсы и минусы
Диодный мост для сварочного аппарата: особенности работы, плюсы и минусы
Сварочные аппараты активно используются как для производственных, так и для бытовых целей. Для выполнения работы необходимо обеспечить это оборудование электроэнергией. Чтобы создать качественный шов, переменный ток, получаемый из сети, требуется преобразовать в нужную форму. Для этой цели нужно использовать диодный мост для сварочного аппарата. Мастер должен знать, почему это необходимо и как работает выпрямительный узел.
Для чего нужен диодный мост
Как мы должны были понять, диодный мост нужен для того, чтобы сделать из переменного тока постоянный. Это устройство придумал немецкий ученый Леоц Гретц, второе название диодного моста – мостовая схема Гретца.
Принцип действия таков: на вход диодного моста подается переменный электрический ток, а на его выходах появляется постоянный пульсирующий ток. Частота пульсаций зависит от частоты переменного тока.
Если взять стандартное значение частоты для наших широт (50 Гц), то частота пульсаций постоянного тока будет равна 100 Гц. Для того, чтобы сгладить пульсации, ставиться конденсатор – это устройство будет полноценным выпрямителем.
Схема, которая рассматривается в данной статье, применяется в двухфазной сети. Для трехфазной сети применяется другие схемы, которые не будут рассмотрены в этой статье. Выполняется в виде четырех соединённых диодов или диодной сборки. Диодная сборка – это тот же диодный мост, только сделан в одном корпусе. У обоих вариантов исполнения есть свои плюсы и недостатки. Например, в случае неисправности одного из диодов, продеться заменить всю диодную сборку – это ее минус.
При подборе диодного моста или отдельных диодов для него, учитываются следующие характеристики:
- Обратное напряжение диодов;
- Обратный ток диодов;
- Длительно допустимый ток;
- Максимальная рабочая температура;
- Рабочая частота (актуально для высокочастотных приборов).
Это основные параметры, по которым подбираются диоды для самостоятельной сборки или диодные мосты. Все зависит от нагрузки, которую вы хотите запитать, но будь то блок питания или зарядное устройство, лучше взять с запасом, нежели впритык.
Это обезопасит ваше устройство. Бывают ситуации, когда диодный мост может сильно нагреваться или даже сгореть. Это происходит из-за высокого тока, которые проходя по диодам нагревает их, либо из-за плохого охлаждения, особенно в мощных устройствах.
Для лучшего охлаждения и профилактики сгораний диодного моста, рекомендуется использовать радиаторы, которые будут эффективно рассеивать тепло.
Диоды тоже имеют свое сопротивление и на каждом из них падает напряжение. Для высоковольтных аппаратов – это не существенные потери, но для низковольтных приемников (до 12 вольт) такие потери будут существенны.
В этой ситуации в место обычных диодов, в схеме применяется диоды Шоттки. На выпрямителе из таких диодов будет низкое падение напряжения, приемлемое для низковольтной аппаратуры.
Из-за особенностей диодов Шоттки, такие диодные мосты могут работать на сверхвысоких частотах. Но будьте осторожны, при малейшем превышении обратного напряжения, такие диоды выходят из строя.
И отдельные диоды, и промышленные диодные сборки описываются стандартным набором технических характеристик:
- это напряжение обратной полярности, которое можно, не опасаясь пробоя, приложить к устройству;
- величина тока обратной полярности, который безопасно можно пропустить по устройству;
- длительность протекания тока по устройству без его перегрева;
- максимальная температура устройства, при которой оно сохраняет свою работоспособность;
- максимальная допустимая частота проходящего тока.
ФОТО: go-radio.ru Вариант изображения моста на принципиальной электрической схеме
ФОТО: go-radio.ru Сборка «Диодный мост» на печатной плате
Виды диодных мостов
Современные генераторы могут быть оснащены мостами, которые функционируют на нескольких диодах. Нужно понимать, какие между ними существуют различия. Ведь от этого зависят важные характеристики автомобиля.
Шестидиодный
Такой мост более популярен и чаще используется. Высокий уровень популярности такого диодного моста легко объяснить.
Его можно использовать для обмоток как в виде треугольника, так и в виде звезды. Поэтому многие ведущие компании-производители отдают ему предпочтение.
Восьмидиодный
Если обмотка статора была выполнена звездой, то можно использовать только такой диодный мост. Преимуществом является то, что такие мосты являются намного более мощными.
Трехфазный диодный мост по схеме Ларионова, имеет 6 диодов, три плеча по два диода.
В диодном мосте может быть 8 диодов. Это в том случае, когда используется принцип повышения мощности генератора за счет использования тока третьей гармоники, который можно отбирать от средней точки трехфазной звезды.
Генератор переменного тока в идеале должен выдавать синусоидальное переменное напряжение, но этого не получается, выходное напряжение по конструктивным причинам получается искаженным. То есть, сильно несинусоидальным – это недостаток генератора переменного тока, но его можно частично скомпенсировать тем, что третью гармонику несинусоидального переменного напряжения можно выделить и ее энергию использовать .
Обмотка статора соединяется звездой и от средней точки звезды делается вывод, напряжение которое действует в средней точке, выпрямляется дополнительным плечом диодного моста, поэтому получается мост на 8 диодов.
Многие конструкции диодных мостов делаются универсальными, для использования как шести диодов, так и 8 диодов. В этом случае у шести диодного моста позиции под 7 и 8 диоды просто остаются пустыми.
Примеры конструкций диодных мостов.
БПВО 76-105/15 8 диодов
БПВО 76-105/21 6 диодов
БВО 76.2-105/02 6 диодов без доп. диодов
БВО 3-105-02 8 диодов генераторов 3282.3771 и 7702.3701
На ВАЗ 2110, 12, 13, 14 штатно ставится генератор 9402.3701 или 5102.3771 на 80 Ампер. с диодными мостами 6 диодов
Или генераторы увеличенной мощности 3202.3771 на 90 Ампер, или 5102.3771 на 100 Ампер, с диодными мостами 8 диодов.
Конструкция генератора позволяет установить и шести диодный и восьми диодный мост. Если генератор рассчитан на применение шести диодного моста, то при установке восьми диодного моста просто ничего не изменится, можно ставить. Если генератор рассчитан на установку восьми диодного моста, то использование шести диодного моста, приведет к небольшому снижению максимального тока генератора, что в обычной эксплуатации со штатным электрооборудованием будет допустимо.
Примеры схем генератора для ВАЗ 2110
На многих современных генераторах применяются диодные мосты 8 диодов, но уже без дополнительных диодов. DENSO, BOSCH, MITSUBISHI
Диοдный мοст свοими руκами
Диοдный мοст – οднο из самых распрοстраненных в элеκтрοниκе устрοйств, предназначенных для выпрямления переменнοгο напряжения. В результате преοбразοвания на выхοде диοднοгο мοста пοлучается пульсирующее напряжение вдвοе бοльшей частοты, чем на вхοде. Без таκοй схемы не οбхοдится праκтичесκи ни οдин блοκ питания сοвременных элеκтрοтехничесκих устрοйств. Далее приводится инструкция о том, как собратть диодный мост:
- Выбрать тип диοднοгο мοста. Οн мοжет быть выпοлнен из οтдельных диοдοв или в виде мοнοлитнοй диοднοй сбοрκи. Οна οбладает преимуществοм, пοсκοльκу прοста при мοнтирοвании на плате, οднаκο в случае выхοда диοда из стрοя егο невοзмοжнο будет заменить другим. Придется менять всю схему.
- При οтсутствии гοтοвοгο диοднοгο мοста можно сοбрать егο из четырех диοдοв. Пοдοйдут диοды, рассчитанные на силу тοκа 1 А и напряжение 1000 В. Следует рассчитать неοбхοдимую мοщнοсть мοста пοсредствοм умнοжения предельнοгο тοκа на предельнοе напряжение, с двуκратным запасοм пο мοщнοсти.
- Пример расчета: имеется диοдный мοст на 1000 В и 4 А. Мοщнοсть нагрузκи сοставит 1000х4=4000 Вт, с учетοм удвοеннοгο «запаса прοчнοсти» — 4000/2=2000 Вт (2 κВт). Аналοгичнο считается мοщнοсть и для других мοделей выпрямительных мοстοв. При сοставлении диοднοгο мοста нужно учесть, чтο через κаждый из диοдοв будет прοтеκать οκοлο 70% οбщегο тοκа. Иными слοвами, если в нагрузκе тοκ 4 А, тο в οтдельнοм диοде мοста οн сοставит 3 А.
- Для οхлаждения сбοрκи мοста лучше использовать алюминиевый радиатοр плοщадью οκοлο 800 κв. см. Пοдгοтавливается пοверхнοсть радиатοра: прοсверливаются οтверстия, нарезается резьба для κрепления сбοрκи. Для пοвышения теплοοтдачи рекомендуется применить теплοпрοвοдную пасту ΚПТ-8.
- Диοдную сбοрκу заκрепить на пοверхнοсти радиатοра пοсредствοм бοлтοв М6, испοльзуя при этοм трубчатый κлюч.
- Распаять схему нужно меднοй шинοй. Шину размерοм 10 κв. мм припаять κ вывοдам сбοрκи, а шину размерοм 20 κв. мм следует использовать для цепи вхοда-выхοда тοκа. Шину οбязательнο припаивать κ вывοдам диοдных мοстοв. Если сοединить мοсты без пайκи (κлеммами), κοнцы вывοдοв будут сильнο греться.
Схема подключения диодного моста приведена на рисунке выше.
Как проверить диодный мост
Пример того, как проверить диодный мост мы покажем на диодной сборке. Подопытная сборка — GBU408, 4A 800V. В данном корпусе заключены четыре диода связанным между собой должным образом. Если хоть один из диодов окажется неработоспособным, придется заменить весь мост целиком.
Для удобства проверки диодов изображена схема, по которой соединены диоды в данном корпусе. Она поможет протестировать каждый диод и не запутаться с выводами.
Тест диода D1 – выводы 1;3.
Тест диода D2 – выводы 3;4.
Тест диода D3 – выводы 1;2.
Тест диода D4 – выводы 2;4.
В данном случае все диоды работают исправно, такой диодный мост рабочий.
Также вы можете посмотреть видео по проверке диодного моста с канала “ElectronicsClub”