Слова с суффиксом -тель — правило и примеры написания
Слова с суффиксом -тель — правило и примеры написания
Суффикс -тель в русском языке обычно используется в двух случаях. Прежде всего это существительные, которые обозначают наименование человека по профессии или роду занятий. Примеров множество: учитель, преподаватель, спасатель, писатель, водитель, испытатель.
Большая часть этих существительных является отглагольными. Они образованы от корней слов со значением действия путем прибавления указанного суффикса и нулевого окончания:
- Учить+тель — учитель.
- Преподавать + тель — преподаватель.
- Водить + тель — водитель.
При этом глагольные суффиксы (признаки формы инфинитива) отбрасываются. Некоторые лексемы из данной категории могут быть представлены и в женском роде. При этом к слову с суффиксом -тель прибавляется еще один, указывающий на женский род и окончание (чаще всего -а/-я). (Учитель — учительница, писатель — писательница). Но такое возможно не всегда: слова «водительница» нет, а варианты «преподавательница» и «испытательница» используются исключительно в разговорной речи.
Второе значение этой морфологической единицы — наименование предмета (это могут быть машины, орудия, приспособления, оружие). Примеры: глушитель, двигатель, выключатель, смеситель, взрыватель, закрепитель, накопитель, освежитель, обогреватель, очиститель. При этом от ряда глаголов, например, «тереть», подобные формы образовать нельзя, но можно прибавить к ним иные суффиксы (тереть — терка).
Во вторую группу также входят отглагольные существительные, но женской формы они образовать не могут, поскольку в реальности нет предмета, для которого она была бы актуальна.
Лица по профессии
Суффикс -тель в существительных наиболее часто используется для обозначения лиц определенной профессии. Это отглагольные формы, которые образуются путем присоединения к основе указанной морфологической единицы. Примеры:
- Учитель вызвал Машу к доске посчитать, сколько штук яблок в корзинке.
- Воспитатель делал все возможное, чтобы детям было интересно.
В этих случаях слова «учитель» и «воспитатель» непременно обозначают лицо, но не дают указание на его пол, поскольку и тем, и другим может быть как мужчина, так и женщина. Другие примеры: преподаватель, писатель, строитель, следователь, дознаватель, надзиратель.
Подобные слова относятся к нарицательным именам существительным, часто употребляются как в устной, так и письменной речи носителей языка. Они изменяются по числам и падежам, могут иметь зависимые слова (знаменитый писатель, опытный следователь; способ связи согласование). В предложении чаще всего играют роль подлежащего (Строитель завершал свою работу), дополнения (Миша вышел на улицу и встретил учителя), сказуемого (Вова — писатель в душе).
Однако в определенных случаях могут встречаться и собственные имена, например, при образовании редких фамилий: Иван Учитель или Мария Учитель. В этом случае мужской вариант фамилии изменяется по падежам (Ивана Учителя, Ивану Учителю), а женский — остается неизменным.
Личности по действию
Это вторая категория существительных с указанным суффиксом. Они еще более многообразны, образованы от глагола (чаще всего в прошедшем времени) путем усечения глагольного суффикса и прибавления -тель. Обозначают лицо, совершившее некое действие. Например: искал золото — золотоискатель, изобретал или изобрел — изобретатель, что-либо метал — метатель, исследовал — исследователь, грабил — грабитель, обозревал что-либо — обозреватель.
Эти слова чаще всего являются нарицательными, хотя в определенных случаях может наблюдаться и переход в собственные (например, редкие фамилии или топонимы). Изменяются по числам и падежам в соответствии с общими правилами русского языка.
Примеры использования подобных слов в предложениях:
- Александр Македонский, завоеватель и великий воин, навсегда вписал свое имя в историю.
- Изобретатель динамита, Нобель, известен еще и одноименной премией.
- Издатель ознакомился с текстом и нашел его интересным.
- Житель Калуги купил автомобиль.
- Золотоискатель — опасная профессия.
- Обвинитель выступил с речью.
- Заклинатель змей — удивительный человек, сумевший подчинить себе кобру.
- Победителей не судят.
- Поджигатель был пойман и справедливо наказан.
- Исполнитель неоднократно отказывался от помощи, желая все сделать самостоятельно.
- Искуситель действовал тонко, коварно, продуманно.
На уроках русского языка можно давать ученикам задание придумать несколько предложений с использованием указанных лексем.
Морфологический способ словообразования
Морфемы подобны строительному материалу, только из морфем состоят слова. Но с помощью строительного можно создавать и новые здания, а из морфем можно составлять новые слова.
Морфологический способ словообразования является основным в обогащении словарного состава русского языка, поэтому его чаще всего указывают при морфемном анализе или словообразовательном разборе слова. Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными аффиксами.
Лингвистический термин «аффикс» (лат. affixus — «прикрепленный») называет часть слова, имеющую грамматическое значение и видоизменяющую значение корня. По местоположению в слове аффиксы подразделяются на
- префиксы, или приставки;
- суффиксы;
- постфиксы;
- интерфиксы, или соединительные гласные;
- флексии, или окончания.
Отметим, что флексии и формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании.
В зависимости от того, с помощью какой морфемы или комбинации аффиксов образована новая лексема, в русском языке различают следующие виды морфологического способа словообразования:
1. Префиксальный (приставочный) способ — это образование нового слова путем присоединения префикса (приставки) к производящей основе:
- писать → выписать
- вид →подвид
- забавный → презабавный
2. Суффиксальный способ (суффиксация) — это присоединение к производящей основе словообразующего суффикса:
- находить → находка
- цвет (цветок) → цветник
- улыбаться → улыбка
3. Приставочно-суффиксальный способ используется в образовании новых слов с помощью двух аффиксов: приставки и суффикса
- локоть → подлокотник
- беседа → собеседник
- свежий → освежить
- море → заморский
- мох → замшеть
4. Нулевая суффиксация (безаффиксный, бессуффиксальный способ) — это образование нового слова с помощью нулевого суффикса:
- взводить → взвод
- припевать → припев
- свинья → свиной
- золото → золотой
- восемь → восьмой
5. Постфиксация — это присоединение к производящей основе постфиксов -то, -либо, -нибудь, -ся:
- кто → кто-то
- что → что-нибудь
- где → где-либо
- когда → когда-то
- бросать → бросаться
6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) способ используется для образования новых слов с помощью приставки и постфикса:
- слушать →вслушаться
- нюхать →принюхаться
- думать →вдуматься
- тосковать →истосковаться
- ждать →дождаться
7. Суффиксально-постфиксальный способ — это присоединение к производящей основе одновременно двух аффиксов: суффикса и постфикса.
- толпа → толпиться
- скупой → скупиться
- переговорить → переговариваться
8. Сложение — способ образования, при котором происходит соединение
1) двух производящих основ в одно слово
а) без помощи соединительной гласной (интерфикса):
- кресло-кровать;
- платье-халат;
- ракета-носитель;
- ковёр-самолет;
б) с помощью интерфикса:
- север , восток → северо-восток;
- сухие фрукты → сухофрукты;
- свод неба → небосвод;
- птица, фабрика → птицефабрика;
- хранилище для овощей → овощехранилище;
2) сложение усеченной основы и слова:
- ветеринарный врач→ ветврач;
- туристический поход→ турпоход;
- медицинский пункт→ медпункт;
3) сложение усеченных основ слов:
- заместитель председателя → зампред;
- мотоцикл педальный → мопед;
- профсоюзный комитет → профком;
4) аббревиация — сложение звуков или названий начальных букв словосочетаний:
- МХАТ
- ГОЭЛРО
- ГАИ
- нэп
- МИД
- ОБСЕ
Сложение двух целых слов – способ образования словоформ путём сложения двух слов, основ производящих слов с соединительной гласной или без неё. В результате сложения всегда образуется сложное слово, то есть слово с несколькими корнями.
9. Сложносуффиксальный способ — это сложение производящих основ с помощью интерфикса и с одновременной суффиксацией:
- длинная шерсть + ‑н- → длинношерстный;
- хлеб, резать + ‑к– → хлеборезка;
- сам, варить + → самовар;
- черные брови + → чернобровый;
- каша, варить + → кашевар.
Таблица с примерами
текст → подтекст
гнать → догнать
белый → белизна
пахать → пахота
сотворить → сотворение
люди → безлюдный
долгий → задолго
дом → надомник
отдыхать → отдых
зеленый → зелень
супруг → супруга
какой → какой-нибудь
что → что-то
где → где-либо
6. Сложение:
1) двух основ
2) двух основ + суффикс
3) сокращенных основ
4) начальных букв или звуков
пожар, опасный → пожароопасный
диван, кровать → диван-кровать
канат, ходить → канатоходец
море, плавать → мореплаватель
специальный корреспондент → спецкор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО
7. Слияние целых слов
густо, населенный → густонаселенный
мало, знакомый → малознакомый
8. Переход из одной части речи в другую
загорающие (сущ.) — загорающие (прич.) люди;
прохожий (сущ.) — прохожий (прил.) человек
Лексико-синтаксический способ
Это когда два и более слов сливаются в одно. Часть слов образовалась лексико-синтаксическим способом уже давно, например: сегодня (было местоимение «сего» и существительное «дня»), сейчас (от местоимения «сей» и существительного «час»).
Некоторые слова продолжают образовываться и в настоящее время. Например, от сочетаний наречия и прилагательного: низкомолекулярный (низко + молекулярный), высококонверсионный (высоко + конверсионный), вышеупомянутый (выше + упомянутый).
Как не спутать лексико-синтаксический способ словообразования со сложением? Обращайте внимание вот на такие моменты.
- При словообразовании по лексико-синтаксическому способу всегда сохраняется порядок слов. То есть было какое-то обычное словосочетание и потом оно целиком «срослось»: с ума сшедший – сумасшедший.
- Сохраняются падежные окончания каждого слова, то есть срастание происходит вообще без изменений – просто взяли и склеили: сего + дня = сегодня.
- Таким способом могут «соединяться» слова самостоятельных и служебных частей речи. В случае с сумасшедшим как раз соединяются два самостоятельных слова и предлог «с».
Перцептивные факторы
В каждую секунду мы получаем огромное количество информации от всех органов чувств. Если бы наш мозг обрабатывал всё, его ресурсы быстро закончились бы. Поэтому он фильтрует информационный шум, выбирая лишь важные сигналы. А определить, какие сигналы важны, ему помогают перцептивные факторы, которые принято разделять на внешние и внутренние.
Внешние перцептивные факторы:
- Интенсивность. Чем интенсивнее ощущение, тем скорее мы его заметим.
- Движение. Слишком слабое ощущение проще заметить, если его интенсивность меняется. К примеру, тихий белый шум неотличим от тишины. Но если он появляется и исчезает, то сразу становится заметным. Если говорить о визуальном восприятии, то движущийся объект всегда заметнее, чем неподвижный.
- Размер. Чем больше предмет, тем легче его различить (это относится преимущественно к зрительной и слуховой перцепции).
- Контраст. Чем сильнее объект выделяется на общем фоне, тем заметнее он (это относится ко всем видам перцепции).
- Повторяемость. Единичный сигнал сложнее заметить, чем последовательность одинаковых сигналов.
- Новизна. Наши чувства заточены на то, чтобы в первую очередь замечать нечто новое и необычное.
- Узнаваемость. Образы, которые мы уже знаем и легко идентифицируем, мы также замечаем быстрее.
Стоит отметить, что два последних фактора не являются чисто внешними, поскольку зависят от особенностей индивида. И всё же они отражают свойства объекта, пусть и в субъективном восприятии, поэтому относятся к внешним.
Внутренние перцептивные факторы:
- Установка восприятия. Мы можем заранее настроить восприятие на нужные нам образы. К примеру, если человек ищет конкретный предмет, он может быстро заметить его среди сотен других.
- Стимул. Высокая мотивация на достижение определённой цели может повысить узнаваемость связанных с ней объектов.
- Опыт. Наш жизненный опыт накладывает отпечаток на восприятие окружающего мира и распределяет приоритеты.
- Индивидуальные особенности. Всё люди разные. Мы отличаемся друг от друга темпераментом, характером, типом личности и прочими особенностями. Известная поговорка «Оптимист видит стакан наполовину полным, а пессимист – наполовину пустым» прекрасно иллюстрирует, как индивидуальные особенности влияют на восприятие.
- Восприятие собственного «Я». Эго контактирует с окружающим миром посредством перцепции. И то, как личность воспринимает собственное «Я», оказывает существенное влияние на особенности восприятия.
Простые примеры анализа
Разберём несколько примеров осуществления данного вида разбора:
- Начальная форма нашего слова – «житель»;
- Основа данного слова производная;
- жи-тель → жи-ть;
- «тель» – это словообразовательный суффикс;
- Способ образования данного слова — суффиксальный.
- Начальная форма анализируемого слова – «тихий»;
- Основа данного слова «тих-». В данном случае основа непроизводная, и состоит лишь из одного корня.
- Начальная форма нашего слова – «освежить»;
- Основа данного слова – о-свеж-и. Видим, что основа слова производная;
- о-свеж-и-ть ← свеж-ий;
- о – это словообразовательная приставка; -и – словообразовательный суффикс;
- Как видим, способ образования данного слова – приставочно-суффиксальный.
Как охотятся волки
Волки охотятся на копытных животных – косуля, марал. В горных районах еще и на горных козлов. Но, по словам специалистов, также волки могут есть грызунов, птиц и зайцев, яйца и птенцов, гнездящихся на земле птиц, употреблять в пищу ягоды и даже кедровые орехи.
Для того чтобы добыть пищу, стая использует наработанную тактику, выбирая приемы в зависимости от обстановки и добычи. К примеру, заметив на косогоре пасущихся копытных, волки заходят сверху и бросаются на стадо. Животные в страхе разбегаются в разные стороны, а волки тем временем выбирают себе жертву.
Целью охотников становится особь, которая побежала вниз по склону. Убегая от волков, преследуемый зверь может со всего хода налететь на корягу или камень, заскочить в расщелину, получить травму и стать более уязвимым, сообщается на сайте «Саяно-Шушенского заповедника».
«Вожак руководит охотой, а молодые особи выполняют роль загонщиков, они загоняют животное туда, где ждет вожак, который наносит первый удар, как правило, самый точный. Если животное небольшое, он прыгает на загривок, прокусывает и так парализуют жертву. Остальные начинают нападать с боков. Это на крупную добычу — марал, косуля», — описывает волчью охоту Пэйт.
При охоте на крупных копытных волки также могут хватать животное за задние ноги. При этом волк может волочиться за жертвой, но ногу не отпустит.
Зимой в «Саяно-Шушенском заповеднике» нередки случаи, когда копытные, спасаясь от преследователей, выбегают на замерзшее водохранилище и падают на льду, где их уже поджидают волки.
Отдельная тактика рассчитана на сибирских горных козлов. Главный метод стаи во время добычи такого зверя — подкарауливание, поскольку в скалах козероги чувствуют себя неуязвимо.
«Волки подкарауливают козерогов в местах переходов между скалистыми участками гор, в горных степях и у водопоев. Улучив момент, хищная стая бросается на стадо козерогов и переходит к преследованию. Убегая в панике, козероги часто получают травмы», — рассказывают специалисты.
Как избавиться от мокроты
Густая мокрота мешает нормальному дыханию, изнуряя больного, поэтому понятно желание от неё избавиться. В то же время, не следует упускать из виду, что выделение мокроты – это ответ организма на проблему, и основные усилия необходимо направлять на её устранение (т.е. на лечение заболевания, вызвавшего мокроту).
пейте больше жидкости. Если в организм будет поступать больше воды, мокрота станет более жидкой и будет лучше откашливаться. Не забывайте, что питьё должно быть тёплым (с температурой не ниже комнатной);
позаботьтесь об увлажнении воздуха. Если воздух в комнате сухой, пересыхает гортань. Мокроту сложнее откашливать, она становится более густой;
по назначению врача принимайте муколитики (препараты, разжижающие мокроту) и отхаркивающие средства. Хорошо помогают ингаляции. Но помните, что заниматься самолечением нельзя, особенно если речь идёт о применении медикаментов;